← Назад ко всем личностям

Горожанкин Иван Николаевич

28 авг. 1848 г.20 нояб. 1904 г.

Горожанкин Иван – фото 1

Горожанкин Иван Николаевич

Горожанкин Иван Николаевич, изображение №1

Иван Николаевич Горожанкин (1848–1904) был русским ботаником. Он получил начальное образование в своём родном городе Воронеже, где учился в средней школе (1858–1865), а затем поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, но в 1871 году перевёлся на естественный факультет и окончил его. После окончания учёбы он продолжил работать в университете и в 1874 году был назначен заведующим кафедрой ботаники. Он основал Московскую школу ботанической морфологии.

Воронежские корни великого ботаника

В августе 1848 года в губернском городе Воронеже, в семье Николая Горожанкина — управляющего делами Воронежской казенной палаты, родился мальчик, которого назвали Иваном. Семья Горожанкиных занимала видное положение в воронежском обществе: отец был одним из ключевых чиновников губернии, отвечавшим за финансовые дела всего региона.

Воронеж середины XIX века представлял собой процветающий губернский центр с богатыми культурными традициями. Здесь, среди черноземных просторов и дубрав, формировался характер будущего ученого. Возможно, именно раннее знакомство с богатством воронежской природы — бескрайними степями, вековыми лесами и разнообразием растительного мира — заложило в душе мальчика любовь к живой природе.

Семнадцать лет прожил Иван Горожанкин в родном Воронеже, и эти годы стали фундаментом всей его дальнейшей жизни. Юный Иван был прилежным учеником Воронежской гимназии (1858-1865), одного из лучших учебных заведений региона. Именно здесь он впервые увлекся не только биологией, но и гуманитарными науками, проявив незаурядные способности к изучению природы.

Воронежская гимназия славилась качеством преподавания и была известна далеко за пределами губернии. Окончив её с отличием, Горожанкин получил право поступления в любой российский университет без экзаменов — редкая привилегия для провинциального юноши. Выбор пал на юридический факультет Московского университета, что казалось вполне логичным в эпоху судебных реформ и для сына высокопоставленного губернского чиновника.

Неожиданный поворот судьбы

Фото лаборатории вскоре после постройки в 1883 г. И.Н.Горожанкин сидит в центре, лицом к камере.

Фото лаборатории вскоре после постройки в 1883 г. И.Н.Горожанкин сидит в центре, лицом к камере.

Но судьба готовила воронежскому юноше иной путь. Вдохновленный лекциями профессора Бориса Чичерина и атмосферой научного поиска, молодой студент неожиданно для всех перевелся на естественное отделение физико-математического факультета. Это случилось в 1868 году, и с этого момента жизнь Горожанкина кардинально изменилась. Возможно, детские впечатления от воронежской природы наконец взяли верх над семейными традициями государственной службы.

Первые шаги в науке

Под руководством выдающихся преподавателей – Н.Н. Кауфмана, И.Д. Чистякова и Я.А. Борзенкова – талантливый студент быстро проявил себя как исследователь. Уже в студенческие годы он начал заниматься научной работой, что было довольно редким явлением для того времени.

В 1871 году, защитив дипломную работу «Семейство Tropaeolaceae и его место в системе», Горожанкин был оставлен при университете на два года для подготовки к магистерскому званию. Уже тогда стало ясно, что российская наука обретает нового яркого представителя.

В 1872-1873 учебном году молодому ученому доверили преподавание морфологии и систематики растений, а в 1874 году он начал читать курс ботаники с экскурсиями и практическими занятиями на Лубянских женских курсах. Горожанкин оказался не только талантливым исследователем, но и прирожденным педагогом.

Прорыв в науке

В 1874 году Горожанкин защитил магистерскую диссертацию «Генезис в типе пальмеллевидных водорослей. Опыт сравнительной морфологии семейства Volvocineae», в которой проследил размножение у Eudorina elegans, доказал гомологию сперматозоидов Eudorina и половых зооспор у Pandorina и впервые описал половой процесс у Chlamidomonas Braunii. Эта работа не утратила своего значения до наших дней – редкий случай в истории науки!

С февраля 1875 года он стал доцентом Московского университета по кафедре ботаники, а также начал читать курс ботаники на первом курсе медицинского факультета. Интересный факт: в 1879 году его лекции посещал некий студент по фамилии А. – возможно, будущий выдающийся ученый, чье имя история не сохранила полностью.

Венцом научной карьеры Горожанкина стала защита в 1880 году докторской диссертации «О корпускулах и половом процессе у голосеменных растений». В декабре того же года он был избран экстраординарным профессором, а в январе 1881 года утвержден заведующим кафедрой ботаники.

Революция в понимании растительного мира

Горожанкин стал основоположником сравнительно-эмбриологического направления в русской ботанике. Он изучил строение архегониев у голосеменных растений, первым наблюдал и описал у них процесс оплодотворения, ввел понятие архегониальных растений (мохообразные, папоротникообразные, голосеменные).

Его последняя крупная работа «К исследованию морфологии и систематики хламидомонад» (1891), последняя глава которой вышла в 1905 году посмертно, стала настоящим прорывом. В этой работе Горожанкин проследил цикл развития у ряда видов хламидомонад, установил границы видов и выяснил эволюцию полового процесса от типичной изогамии через постепенные переходы к гетерогамии и, наконец, к настоящей оогамии.

Преображение Аптекарского огорода

Цветущая тропическая кувшинка «виктория круса» (от латинского Victoria cruziana) в «Аптекарском огороде». Автор А. Грибовский. 1953 год. Главархив Москвы

Цветущая тропическая кувшинка «виктория круса» (от латинского Victoria cruziana) в «Аптекарском огороде». Автор А. Грибовский. 1953 год. Главархив Москвы

С 1875 по 1902 год Горожанкин руководил Ботаническим садом Московского университета. То, что он застал, трудно было назвать научным центром. Старый Аптекарский огород, основанный Петром I в 1706 году, к тому времени представлял собой довольно запущенное место с несколькими оранжереями и небольшой коллекцией растений.

Горожанкин развернул масштабную программу модернизации. Под его руководством были перестроены и сооружены новые оранжереи, а главное – построена лаборатория для научно-исследовательских работ. Лаборатория была торжественно открыта 3 апреля 1883 года и состояла из комнаты для студенческих занятий, помещения для гербария и библиотеки.

Горожанкин ездил к зарубежным коллегам, чтобы изучить устройство оранжерей и лабораторий. В одном из писем своему главному садовнику он с гордостью отметил: «Кажется, я не ошибусь, если скажу, что после оранжереи нашего сада в Дрезденском саду нечего смотреть!»

В этот период установили обмен растениями с ведущими ботаническими собраниями мира. Путеводители по Москве начала XX века сообщали, что сад занимает обширную площадь и состоит из цветника, оранжерей, специального ботанического отделения и парка с прудом. Также при нем располагались лаборатория и библиотека с ценными фолиантами по растениеводству

Великий учитель

По свидетельству современников, читая курс морфологии и систематики растений (считавшийся сухим и скучным), ученый «умел вложить в него живое содержание, он строил свой курс на биологической основе, постоянно выдвигая на первый план связь между строением растения и окружающей средой, в его лекциях всегда проводилась связующая идея, которая оживляла их и придавала стройность и интерес».

По свидетельству его ученика В.М. Арнольди, Горожанкин обладал «удивительной особенностью... привлекать и группировать около себя научные силы». Именно эта харизма позволила ему создать то, что стало гордостью русской науки.

Московская школа ботаников

Вокруг Горожанкина сложилась крупнейшая российская дореволюционная школа ботаников-морфологов. Его учениками были В.М. Арнольди, М.И. Голенкин, К.А. Космовский, Л.И. Курсанов, С.Н. Милютин, С.И. Ростовцев и многие другие, ставшие впоследствии видными учеными.

Особенно ярким представителем этой школы стал Михаил Ильич Голенкин (1864-1941), который после смерти учителя руководил Ботаническим садом с 1902 по 1930 год, пережив с ним труднейшие времена революции и Гражданской войны.

Созданная Горожанкиным школа имела четко выраженное направление – сравнительную морфологию растений, которая ставила целью выяснение родственных отношений среди представителей растительного мира. Это направление стало доминирующим в российской ботанике на десятилетия вперед.

Научное наследие

Основные труды Горожанкина включают: «Материалы для флоры Московской губернии» (1888), «Ботаника» (1892), «Морфология и систематика низших растений» (1900), а также многочисленные учебные пособия: «Морфология растений. Лекции» (1885), «Систематика цветковых растений. Лекции» (1896), «Курс высших растений. Морфология и систематика однодольных. Лекции» (1888), «Лекции по морфологии и систематике архегониальных растений» (1897-1904).

Работы Горожанкина, хотя и немногочисленны, отличаются точностью наблюдений и широтой тем. Все они направлены в сторону доказательства справедливости эволюционной теории. В эпоху, когда дарвинизм еще вызывал споры, Горожанкин смело использовал его принципы в своих исследованиях.

Трагический финал

7 (20) ноября 1904 года в Москве скончался Иван Николаевич Горожанкин, не дожив до своего 56-летия. Он заведовал кафедрой морфологии и систематики растений до самой смерти в 1904 году.

После смерти ученого были изданы работы его учеников о нем: В.М. Арнольди «Памяти проф. Ивана Николаевича Горожанкина» (1905), а позже К.И. Мейер «Ботаник Иван Николаевич Горожанкин и его школа. 1848-1904» (1940) и «И.Н. Горожанкин и его роль в развитии русской ботаники. 1848-1904» (1966).

Память через века

Фотография с ресурса hortus.msu.ru

Фотография с ресурса hortus.msu.ru

Сегодня, спустя более века после смерти Горожанкина, его детище продолжает жить и процветать. Лаборатория, торжественно открытая им 3 апреля 1883 года, бережно сохраняется в «Аптекарском огороде». В ней воссоздан и сохраняется старинный интерьер XIX века, проходят собрания сотрудников, занятия Экологической школы и даже камерные концерты на старом фортепиано – ровеснике здания.

«Аптекарский огород» сегодня посещает более 300 тысяч человек в год. Инстаграм сада является самым популярным в мире среди ботанических садов и парков. Это ли не лучший памятник великому ботанику?

Гордость воронежской земли

История Ивана Николаевича Горожанкина — это яркий пример того, как провинциальные воронежские корни могут дать России и миру выдающегося ученого. Семнадцать лет, прожитых в Воронеже, сформировали его характер, дали качественное образование и заложили основы научного мышления.

Воронежская губерния вправе гордиться своим сыном, который из небольшого губернского центра дошел до вершин российской и мировой науки. Горожанкин стал тем мостом, который соединил богатую природу Черноземья с высокой наукой столичных университетов, доказав, что талант не знает географических границ.

Возможно, именно воронежские дубравы и степные просторы детства научили его видеть красоту и сложность растительного мира, которую он потом всю жизнь изучал и передавал своим ученикам. Из воронежского мальчика вырос ученый с мировым именем — и в этом есть особая символика пути от местных корней к всероссийской славе.

Качественно новые условия учебной и научной работы, созданные Горожанкиным, не только подняли подготовку профессионалов-ботаников на новый уровень, но и способствовали развитию ботаники как науки. Его школа дала России и миру десятки выдающихся ученых, которые продолжили дело учителя.

Горожанкин создал московскую морфологическую школу ботаников, которая стала одной из ведущих в мире. Его имя навсегда вписано в историю российской и мировой науки как имя человека, который сумел объединить в себе талант исследователя, дар педагога и способности организатора, превратив небольшой московский сад в храм ботанической науки.

Использованные источники:

  1. Летопись Московского университета;
  2. Архивные материалы «Аптекарского огорода»;

Биографические справочники по истории российской ботаники